Туристов,посещающих замки Рейна,экскурсоводы всегда приводят к высокой,как бы выдвинутой в реку скале близ городка Бахарах.
Ширина Рейна здесь не более 30 м., что составляет около трети средней его ширины в этих местах. Благодаря такому сужению,скорость течения значительно возрастает,образуя в районе скалы опасные водовороты.И ещё одна особенность этого места: оно издревле славилось удивительно отчётливым и многократным эхом,разносящимся далеко по воде.Эту скалу называют Лорелеей.
Девушка полюбила знатного рыцаря и бежала с ним из родительского дома. Рыцарь привёз возлюбленную в свой замок и какое-то время оба были счастливы.Но любовь знатных рыцарей не бывает вечной.Прошло время,и рыцарь охладел к прекрасной Лорелее .Она была вынуждена вернуться в родной дом,но жить как прежде уже не могла.Её сердце было разбито.Многие юноши,очарованные красотой Лорелеи ,предлагали ей руку и сердце,но девушка никому не верила и продолжала жить
затворницей.В те времена долго так продолжаться не могло.Поползли слухи,что Лорелея колдунья и своим колдовством завлекает мужчин,чтобы
отомстить им за измену рыцаря.Эти слухи дошли до местного епископа.Он призвал к себе Лорелею и стал её сурово упрекать.
Несчастная девушка плакала и клялась,что неповинна в колдовстве.Она рассказала епископу о своём сокровенном желании уйти в монастырь и провести остаток жизни в тишине и уединении.
Епископ одобрил её намерение и дал провожатых до ближайшей обители,путь к которой лежал вдоль берега Рейна.
Проходя мимо высокой скалы, Лорелея хотела подняться на неё,чтобы в последний раз взглянуть на рыцарский замок,где ещё недавно она была так счастлива.
А в это время её неверный возлюбленный плыл на лодке по Рейну,приближаясь к опасным водоворотам у подножья скалы.Лорелея окликнула его по имени и простёрла к нему руки.Рыцарь взглянул наверх, чтобы увидеть,кто его зовёт,и на какое-то мгновение забыл о вёслах.Бурный поток подхватил лодку,затянул в водоворот,перевернул и увлёк на дно.Лорелея,на глазах которой погиб её возлюбленный, не вынесла потрясения.
С горестным криком бросилась она в воды Рейна,и смерть соединила её с любимым.
С той поры вечерами,после захода солнца стала появляться над Рейном её бесплотная тень.Словно живая,
сидит Лорелея на вершине скалы,золотым гребнем расчёсывая свои золотые волосы.При этом она поёт так
печально и нежно,что всякий плывущий в этот час по Рейну,заслушавшись,забывает обо всём на свете и гибнет в водовороте у скалы Лорелеи.
Эта романтическая легенда не могла оставить равнодушным великого романтика Г.Гейне.Одно из своих лучших стихотворений он посвятил Лорелее.
Приводим его в переводе А.Блока:
Не знаю,что значит такое,
Что скорбью я смущён:
Давно не даёт мне покоя
Сказка старых времён.
Прохладой сумерки веют,
И Рейна тих простор;
В вечерних лучах алеют
Вершины далёких гор.
Над страшной высотою
Девушкадивной красы
Одеждой горит золотою,
Играет златом косы.
Золотым убирает гребнем
И песню поёт она;
В её чудесном пенье
Тревога затаена.
Пловца на лодочке малой
Дикой тоской полонит;
Забывая подводные скалы,
Он только наверх глядит.
Пловец и лодочка,знаю,
Погибнут среди зыбей;
Так всякий погибает
От песен Лорелей.
Напомним,что теме обманутой любви посвятил свою драму "Русалка" А.С.Пушкин.Поразительно то,что её
содержание гораздо ближе и полнее передаёт древнюю немецкую легенду,чем "Лорелея" Г.Гейне. Разница- только в деталях: в легенде-красивая молодая девушка,дочь бедного рыбака живёт на берегу Рейна; у Пушкина-красивая молодая девушка дочь бедного мельника живёт на берегу Днепра. В легенде девушка влюбляется в знатного рыцаря,который затем быстро охладевает к ней;у Пушкина - в знатного князя...Лорелея от невыносимого горя бросается со скалы в Рейн и превращается в русалку;то же происходит и с героиней
А.С.Пушкина,но она бросается со скалы в Днепр.
На сюжет "Русалки"композитором А.С.Даргомыжским была написана одноимённая опера(1856г.)с успехом шедшая на лучших оперных сценах Рссии и Советского Союза(включая сцену Большого театра).
Создаётся впечатление,что А.С.Пушкин был знаком со старинной немецкой легендой.Это не совсем так.
Искусствоведы-пушкинисты,исследовавшие буквально каждый шаг великого поэта,утверждают,что при созда-
нии своей драмы Пушкин использовал сюжетные положения популярной в начале XIX века оперы Н.С.Красно-польского "Днепровская русалка"(1804г.),которая в свою очередь,была переделана из австрийской оперы"Дунайская нимфа"(1795г.). Музыку к ней написал Фердинанд Кауер, а либретто -Карл Фридрих Генслер.
Вот он-то наверняка был знаком со старой немецкой легендой о Лорелее. Таким окольным путём Пушкин и познакомился с этим сюжетом.Однако,не будучи восторженным романтиком,каким был Г.Гейне, Пушкин понимал,что роман простой деревенской девушки со знатным вельможей ничем иным,как трагедией ,закончиться не мог.
Своё видение трагедии простой девушки,полюбившей знатного князя,А.С.Пушкин вложил в уста старого
мельника:
Ох,то-то все вы, девки молодые,
Все глупы вы.Уж если подвернулся
К вам человек завидный,не простой,
Так должно вам его себе упрочить.
А чем? Разумным,честным поведеньем;
Заманивать то строгостью,то лаской;
Порою исподволь,обиняком
О свадьбе заговаривать,-а пуще
Беречь свою девическую честь-
Бесценное сокровище...
...Да нет Куда Вам помышлять о добром деле!
Кстати ль?
Вы тотчас одуреете;вы рады
Исполнить даром прихоти его;
Готовы целый день висеть на шее
У милого дружка,-а милый друг
Глядь и пропал,и след простыл;а вы
Осталися ни с чем.Ох,все вы глупы!
Прав был Александр Сергеевич !И сегодня актуален совет старого мельника!!
-автор статьи Олег Нюренберг(Дортмунд).-Журнал "Партнёр" №11-2003год.